Главная

Поиск

А.Л. Сыркин

Медлайн

Сокращения

МКБ-10

Ссылки

Визуализация

Депрессия

Сам себе психолог

Психологические тесты

Психиатрия и наркология для всех

Рождение без насилия

Психосоматика

Для студентов

Наркотическое опьянение

Гостевая книга

Health Banner Network
Health Banner Network
Беспланый хостинг Agava Software
Computerra Club
UP.RU - Internet catalog
SoftBest.ru - только лучший софт!
КостоПравда TOP 100
FileArea Links
RC-5 HackZone Team

Сам себе психолог N21 (22 июня 2000г.)
Архив рассылки, форум:
http://psy.ft.inc.ru
E-mail: psy@ft.inc.ru
(можно заказать предыдущие выпуски и подписаться)

Сегодня я познакомлю вас (а точнее, тех, кто с ним еще не знаком) с учением Гурджиева Эта тема была запланирована еще во время выхода первых выпусков рассылки (пять месяцев назад), но откладывалась в основном из-за того, что очень сложно описать в небольшого объема рассылке довольно обширные идеи и мысли учения, которые так сильно связаны и переплетены между собой, что довольно трудно отделить одно от другого.

Тема: Гурджиев

Цель выпусков рассылки - это все же не излагать и пересказывать теории, а в первую очередь открыть для читателей что-то новое и заинтересовать чем-то
Вначале надо сказать об одном человеке, имя которого часто упоминают вместе с именем Г.И. Гурджиева (1877-1949) - это П.Д. Успенский (1878-1949). Он был учеником Гурджиева и сыграл, на мой взгляд, самую важную роль в распространении идей Гурджиева (обратите внимание на их года рождения и смерти: возможно, что это связано со связностью ;-) их судеб). У меня создалось впечатление, что о гурджиевской теории им было написано больше книг, чем самим Гурджиевым ;-). Две из них используются и цитируются в этой рассылке, и их я рекомендую прочитать всем, кого заинтересует эта тема: "В поисках чудесного" и "Четвертый путь".
Теория Гурджиева большинством воспринимается как эзотерика, а Успенский писал в своих книгах, что "речь пойдет о психологии, но я должен предупредить вас, что та психология, о которой я говорю, сильно отличается от всего того, что вам было известно под этим названием". Он подразделял психологические системы и доктрины на две категории. В первую входили те системы, которые изучают человека таким, каким они его видят или таким, каким он им представляется. А во вторую - те, которые изучают человека не с той точки зрения, каким он является или кажется, а с точки зрения становления, то есть возможной эволюции. И именно к этой второй категории он и относил идеи Гурджиева. То есть теорию Гурджиева в первую очередь надо воспринимать как теорию возможной эволюции человека.
"Не все школы одинаковы (прим. В.Б.: имеются в виду школы - учения - совершенствования). Для одного рода людей необходима школа одного типа. Нет универсальной школы - для любых людей. Это приводит нас к вопросу о различных путях. Но, прежде чем говорить о путях, необходимо представить себе, что тысячи лет назад люди пришли к идее о том, что человек может измениться, что он может достичь чего-то, что он не получил. То, чего он может достичь, выражалось различно с различных точек зрения, но общая идея была всегда одна и та же: человек может развиваться, он может достичь чего-то нового. Так были сформированы три пути, соответствующие делению человека на человека N1, N2 и N3.
Первый путь - путь Факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир работает над физическим телом, над подавлением физического страдания.
Второй путь - это путь Монаха. Этот путь короче, более надежен и более определен. Он требует определенных условий, но больше всего он требует веры, ибо если нет веры, то человек не может быть истинным монахом.
Третий путь - это путь Йоги, путь знания и сознательности.
Когда мы говорим о трех путях, мы говорим об их принципах. В действительности, в жизни они редко встречаются в чистой форме, большею частью они смешаны. Но если вы знаете принцип, то, когда вы проходите школьную практику, вы можете различить, какая практика принадлежит какому пути."
Хотя эти пути и являются во многом хорошими, но у них есть недостаток: они непригодны для нашего современного образа жизни, они недостаточно гибки.
"Но имеется Четвертый Путь, особенный путь, и он не является комбинацией других трех путей. Он отличается от других путей прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо вся работа является внутренней. Человек должен начать работу в тех же условиях, в которых он находился тогда, когда он встречает ее, так как эти условия являются наилучшими для него. Если он начинает работать и обучаться в этих условиях, он может чего-то достичь, а позже, если это будет необходимо, будет способен изменить их, но не раньше, чем увидит необходимость этого. Во многих отношениях этот путь оказывается более трудным, чем другие, ибо нет ничего труднее, чем изменить себя внутренне без внешнего изменения.
Далее, в четвертом Пути первым принципом является то, что человек ничему не должен верить; он должен учиться; поэтому вера не входит в Четвертый Путь. Человек не должен верить тому, что он слышит или что ему советуют, он должен для всего находить доказательства."
"Обратимся еще раз к идее человека. В языке, о котором я говорю, вместо слова "человек" употребляется семь слов, а именно: человек номер один, человек номер два, человек номер три, человек номер четыре, человек номер пять, человек номер шесть, человек номер семь. С этими семью понятиями люди, говоря о человеке, уже могут понимать друг друга.
Человек номер семь - это такой человек, который достиг полного развития, возможного для человека, который обладает всем, чем может обладать человек, т.е. волей, сознанием, постоянным и неизменным Я, индивидуальностью, бессмертием, а также многими иными свойствами, которые мы в своей слепоте и своем невежестве приписываем себе. Лишь тогда, когда мы до известной степени понимаем человека номер семь и его свойства, мы можем понять и те постепенные переходы, которыми к нему приближаемся, т.е. понимаем процесс возможного для нас развития.
Человек номер шесть стоит очень близко к человеку номер семь. Его отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из его качеств еще не стали постоянными.
Человек номер пять также является недостижимым для нас, так как это человек, достигший единства.
Человек номер четыре - это промежуточная стадия. Я поговорю о нем позднее.
Человек номер один, два и три - это люди, образующие механическое человечество и пребывающие на том же уровне, на каком родились.
Человек номер один (Факир) - это человек, у которого центр тяжести психической жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого двигательная и инстинктивная функции имеют перевес над эмоциональной и мыслительной функциями.
Человек номер два (Монах) - это человек на том же уровне развития, но его эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими, человек чувств, эмоций.
Человек номер три (Йог) означает человека на том же уровне развития; но у него центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, т.е. мыслительная функция получает преобладание над двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений.
Каждый человек рождается как человек номер один, номер два или номер три.
Человек номер четыре не рождается готовым. Он рожден как номер один, два или три, и становится номером четыре только в результате определенного рода усилий. Человек номер четыре - это всегда продукт школьной работы. Он не может ни родиться, ни развиться случайно, в результате ординарных влияний, воспитания, образования и тому подобного; человек номер четыре уже стоит на уровне, отличном от уровня номер один, два и три; он имеет постоянный центр тяжести, состоящий из его идей, его оценки работы, его отношения к школе. Вдобавок его психические центры уже начали приходить в равновесие; в нем один из центров не может иметь преобладания над другими, как это бывает у людей первых трех категорий. Он уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда идет.
Человек номер пять уже достиг кристаллизации; он не может измениться так, как изменяется человек номер один, номер два или номер три. Но нужно отметить, что человек номер пять может появиться в результате как правильной, так и неправильной работы. Он может стать номером пятым из номера четвертого, но он может стать номером пятым, не побывав номером четвертым. В этом случае он не способен развиваться далее, стать номером шестым и седьмым. Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить свое бытие в качестве человека номер пять. Этого можно достичь только путем ужасных страданий. К счастью, такие случаи неправильного развития бывают очень редко.
Деление человека на семь категорий, или семь номеров, объясняет тысячи явлений, которые иначе понять невозможно. Это деление дает верное понятие об относительности в приложении к человеку. Вещи могут быть одними или другими в зависимости от рода того человека, с точки зрения которого они воспринимаются или по отношению к которому они берутся.
В соответствии с этим все внутренние и внешние проявления человека, все, что принадлежит человеку, все, что им создано, также делится на семь категорий.
Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщенное ему долгими упражнениями. Человек номер один, если он таков в полном смысле слова, заучивает все наподобие попугая или обезьяны.
Знание человека номер два - это просто знание того, что ему нравится; а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всем он желает чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет, напротив, знать только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нем страх, ужас, отвращение.
Знание человека номер три - это знание, основанное на субьективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это знание книжного червя и схоласта. Человек номер три, например, подсчитал, сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Мухаммеда, и основал на этом целую систему толкования Корана.
Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять, который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре начал уже освобождаться от субъективных элементов в своем знании, начал движение по пути к объективному знанию.
Знание человека номер пять - это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и все его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно "я", которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому "я". То, что он знает, знает все его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре.
Знание человека номер шесть - это полное знание, какое только возможно для человека; но его еще можно утратить.
Знание человека номер семь - это его собственное знание, которое невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание. Всего."

Книга "Четвертый Путь" написана вся в виде множества вопросов-ответов на различные темы и более полно описывает идеи Четвертого Пути. Вот некоторые вопросы и ответы.

В. Что можно предпринять против подавленности и раздражения?
О. Сначала человеку нужно вспомнить себя, а потом понять, что подавлен не он сам, но его воображаемый образ самого себя. Развитие начинается с момента, когда человек сознает, что то, чем он является, - это одно, а его воображаемый образ самого себя - другое. Когда он видит, что он меньше, слабее, чем он думал, что он весь притворство, он находится на пути к развитию. Он ничего не имеет, но он имеет достаточно, чтобы развиваться.

В. Я часто думаю, что все устроено плохо.
О. А вы можете устроить это лучше? Вы можете бороться с этим способом мышления не в то время, когда вы чувствуете это эмоционально, но позднее, когда можете видеть лучшее, хотя бы с той точки зрения, что мы должны принимать все так, как оно есть. Вы не можете изменить это, вы можете изменить только себя. Это единственное правильное отношение, и если вы достаточно часто думаете об этом, этот эмоциональный элемент будет исчезать, и вы увидите вещи в правильном масштабе, в правильных соотношениях.

В. Имеется ли какой-либо способ помешать выражению раздражения? Я теряю от этого так много энергии.
О. И путем выражения этого раздражения вы можете создать причину для другого раздражения. Попытайтесь ловить себя на этом. Когда вы выражаете раздражение, попытайтесь увидеть, что вы делаете это не потому, что вы сознаете, что вы не можете сдержать это, но потому, что вы обманываете себя мыслью, что вы делаете это для какой-то цели: вы хотите изменить вещи, люди не должны делать это и создавать причину для вашего раздражения и т.д. Но после того, как вы выразили его, все может быть еще хуже, и вещи могут раздражать вас даже больше. Совершенно бесполезно создавать ошибочные результаты. Если вы подумаете об ошибочном результате, может быть вы найдете энергию для того, чтобы не исчезнуть, потому что то, что раздражало вас прежде, заставит вас смеяться. Мы часто думаем, что мы выражаем отрицательные эмоции не потому, что мы не можем сдержать их, но потому, что мы должны выражать их. В этом всегда есть что-то преднамеренное.

В. Можете ли вы быть справедливо разгневанными, если что-то является неправильным?
О. Наиболее опасные отрицательные эмоции приходят из чувства несправедливости, негодования. Они заставляют вас терять больше энергии, и они хуже, если вы правы.

В. Почему хуже, если вы правы?
О. Потому что вы оправдываете это. Если вы ошибаетесь, вы можете видеть, что глупо быть раздраженным. Но это не полное объяснение. Посмотрите на это с такой точки зрения: вспоминайте, что имеется много больших вещей, которые являются ошибочными. Мы обычно отождествляемся с малыми вещами и забываем большие. Если мы начинаем думать о больших вещах, мы сознаем, что нет никакой пользы отождествляться с какой-то малой вещью, которая ошибочна. А одно малое отождествление ведет к другому малому отождествлению. Но, опять-таки, это не полное объяснение.

В. Как можно начать практиковать самовспоминание?
О. Вы помните, я давал пример изменения степеней света в комнате с пишущей машинкой. Машинистка может быть принята в качестве интеллектуального центра, а свет - в качестве сознания. Только в случае сознания имеется некоторая связь между всеми центрами, ибо при полном свете не только один, но все центры работают различно. Действительное самовспоминание требует эмоции, но мы не имеем контроля над эмоциональным центром. Таким образом, посредством некоторого понимания мы можем заставить интеллектуальный центр, над которым имеем некоторый контроль, работать в темноте, как будто бы при свете, и это будет вырабатывать самовспоминание. Самовспоминание означает форму мышления или интеллектуальной работы, которая соответствует пробуждению, и, таким образом, вводит момент пробуждения.
Затем, когда человек пробуждается на один момент, он понимает, что обычно он спит, что он не сознателен и как это опасно. Чем больше вы вкладываете в пробуждение, чем больше понимаете его, тем лучше будут результаты. Если вы поймете, что вы теряете вследствие того, что не вспоминаете себя, и что приобретаете благодаря самовспоминанию, у вас будет большой стимул для создания усилий к нему. Вы увидите, что отсутствие самовспоминания подобно крепкому сну в самолете высоко над землей. Это и есть наше положение, но мы не желаем понять этого. Если человек понял это, тогда, естественно, он будет делать усилия пробудиться. Но если он думает, что просто сидит спокойно в кресле, и ничего особенного не случается, он будет думать, что нет вреда во сне.

В. Я считаю, что не получил правильного понятия об отождествлении. Означает ли это, что вещи контролируют нас, а не мы - вещи?
О. Отождествление очень трудно описать, так как невозможно никакое определение. Такие, какими мы являемся, мы никогда не свободны от отождествления. Если мы полагаем, что мы не отождествляемся с чем-либо, то мы отождествляемся с идеей о том, что мы не отождествлены. Вы не можете описать отождествление логическим образом. Вы должны найти момент отождествления, поймать его и тогда сравнивать все с этим моментом. Отождествление повсюду, в каждом моменте обычной жизни. Когда вы начинаете самонаблюдение, некоторые формы отождествления уже становятся невозможными. Но в обычной жизни почти все является отождествлением. Это очень важная психологическая особенность, пронизывающая всю нашу жизнь: мы не замечаем ее, так как находимся в ней. Наилучшим путем понять ее является нахождение некоторых примеров. Например, если вы видите кошку с кроликом или мышью - это есть отождествление. Затем найдите аналогии к этой картине в самих себе. Единственно, вы должны понять, что это имеет место в каждый момент, а не только в исключительные моменты. Отождествление - это почти постоянное состояние в нас. Вы должны быть способны увидеть это состояние в стороне от себя, отделить его от себя, а это может быть сделано только путем попыток стать более сознательным, попыток вспомнить себя, осознать себя. Только когда вы станете больше сознавать себя, вы будете способны бороться с проявлениями, подобными отождествлению.

В. Можете ли вы дать пример отождествления?
О. Мы отождествляемся все время, вот почему трудно дать пример. Возьмем, например, симпатии и антипатии; все они означают отождествление, особенно антипатии. Они не могут существовать без отождествления, и вообще они не являются ничем, кроме отождествления. Обычно люди воображают, что они имеют значительно больше антипатий, чем они имеют их действительно. Если они исследуют и проанализируют их, то они, вероятно, найдут, что они не любят только одну или две вещи. Когда я это изучал, я смог найти в себе только одну реальную антипатию.
Но вы должны найти свои собственные примеры, это должно быть проверено личным опытом. Если в момент сильного отождествления вы попытаетесь остановить его, вы поймете эту идею.

В. Какие отрицательные эмоции человек должен трансформировать?
О. Все. Нет никакой необходимости составлять каталог. Человек должен сначала начинать с тех, за которые он может взяться, а затем переходить к более трудным, если это возможно.
Отрицательные эмоции являются промежуточным состоянием между здравым умом и умопомешательством. Человек, центр тяжести которого находится в отрицательных эмоциях, не может быть назван здоровым и не может развиваться. Он должен сначала стать нормальным.
Отрицательные эмоции должны быть разделены на три категории: первая - наиболее обычные, наиболее заурядные повседневные эмоции. Вы должны наблюдать их, и вы уже должны иметь некоторый контроль невыражения этих отрицательных эмоций. Когда вы приобрели определенный контроль в невыражении этих отрицательных эмоций, возникает вопрос: что делать с этими эмоциями?" Вы должны начинать работу с ними, пытаясь не отождествляться с ними так часто и настолько сильно, насколько вы можете, ибо они всегда связаны с отождествлением, и если вы побеждаете отождествление, они исчезают.
Вторая категория эмоций не появляется каждый день. Они являются более трудными, более сложными эмоциями, зависящими от некоторого умственного процесса, например, подозрительности, болезненных чувств и многих других вещей. Их трудно победить. Вы должны подойти к ним, начав с правильного умственного отношения, с мышления, - не во время эмоционального состояния, но в промежутках, когда вы спокойны. Пытайтесь находить правильное отношение, правильную точку зрения и сделать ее постоянной. Если вы создаете правильное мышление, это отнимает всю силу у отрицательных эмоций.
Затем имеется третья категория, значительно более сильная, значительно более трудная и редкая. Против них вы ничего не можете сделать. Эти два метода - борьба с отождествлением и создание правильных отношений - не помогают. Когда такие эмоции приходят, вы можете сделать только одно: вы должны пытаться вспоминать себя - вспоминать себя с помощью эмоций. Если вы учитесь использовать их для самовспоминания, они могут уменьшиться и исчезнуть спустя некоторое время. Но для этого вы должны быть подготовлены.
В настоящее время, так как вы не знаете, какая эмоция относится к какой категории, вы должны пытаться применять все три метода для всех. Но позднее вы увидите, что они делятся на эти категории, и в одном случае помогает одно, в другом случае - другое. Во всех случаях вы должны быть подготовлены. Как я сказал вначале, будет трудно бороться с ними или победить их, но со временем вы научитесь. Только никогда не смешивайте эмоции с выражением отрицательных эмоций. Так всегда бывает сначала. Пока вы не можете остановить выражение, это значит, что вы ничего не можете делать относительно самих эмоций. Поэтому, прежде чем вы сможете делать что-то еще, вы должны научиться контролировать проявление отрицательных эмоций. Если вы научитесь контролировать выражение, тогда вы сможете начать.

В. Скажите, в чем различие между двумя умирающими людьми, один из которых учился искусству самовспоминания, а другой никогда не слышал о нем?
О. Для того, чтобы описать это, требуется писатель, одаренный сильным воображением. Люди могут быть весьма различны, и могут быть различные обстоятельства.
Лучше я расскажу вам одну историю. Эта старая история, которую рассказывали в московских группах в 1916 году относительно происхождения настоящей системы, настоящей работы и самовспоминания. Это случилось в неизвестной стране в неизвестное время, когда хитрый человек проходил мимо кафе и встретил дьявола. Дьявол был в очень плохом настроении, был голодным и хотел пить, и хитрый человек пригласил его в кафе, заказал кофе и спросил его, какие у него проблемы. Дьявол сказал, что у него нет работы. В прежние времена он привык покупать души и сжигать их в древесный уголь, так как, когда люди умирали, у них были большие души, которые он мог брать в ад, и все дьяволы были очень довольны. Но теперь все огни в аду были потушены, так как, когда люди умирали, у них не было души.
Тогда хитрый человек высказал мысль, что, возможно, они с дьяволом могли бы что-то делать вместе. "Научи меня, как делать души, - сказал он, - и я буду показывать тебе тех людей, у которых есть созданная мной душа". И заказал еще кофе. Дьявол объяснил, что человек должен научить людей вспоминать себя, не отождествляться и т.д. и тогда, спустя некоторое время, они вырастили бы души.
Хитрый человек начал работать, организовывал группы и учил людей вспоминать себя. Некоторые из них начали работать серьезно и пробовали вводить в практику то, чему он учил их. После смерти они попадали к вратам небес, где на одной стороне находился Св. Петр с ключами, а на другой - дьявол. Когда Св. Петр был готов открыть врата, дьявол говорил: "Могу ли я задать один вопрос - вспоминали ли вы себя?" - "Да, конечно", - отвечал человек, и дьявол говорил: "Извините, это душа моя". Это продолжалось в течение долгого времени до тех пор, пока люди не ухитрились каким-то образом сообщить на землю то, что происходило у небесных врат. Услышав это, люди, которых учил хитрый человек, пришли к нему и сказали: "Почему вы учите нас вспоминать себя? Ведь когда мы говорим, что мы вспоминали себя, дьявол берет нас?" Хитрый человек спросил: "Разве я учил вас _говорить_, что вы вспоминаете себя? Я учил вас не болтать". Они ответили: "Но это были Св. Петр и дьявол!", а хитрый человек сказал: "Но видели вы Св. Петра и дьявола в ваших группах? Поэтому не болтайте. Те из людей, кто мог удержаться и не выболтать дьяволу о самовспоминании, достигали рая. Я не только сделал соглашение с дьяволом, а даже составил план, как обмануть дьявола!"


МиниОпрос

На сайте "Психологические тесты"вы можете протестироваться. Регулярно добавляются новые тесты. Чтобы узнавать о появлении новых тестов на сайте, а также получать тесты по e-mail, подпишитесь на рассылку "Психологические тесты" на сайте, или через форму в конце рассылки, или по e-mail: test@ft.inc.ru.


"Книжный киоск"
Для получения всей необходимой информации (каталог книг, цены, условия приобретения) пошлите письмо по адресу psy-book@ft.inc.ru (это "робот", содержимое письма игнорируется). Потом Вы будете получать регулярные обновления каталога.


Наши партнеры
Рассылки и сайты
Психологические тесты
Сам себе психолог
Рождение без насилия

Рассылка "Сам себе психолог"
Автор: Витольд Барский

Периодичность: еженедельно (по четвергам)
Количество подписчиков: 9763
Интернет (архив и подписка): http://psy.ft.inc.ru/
Подписаться по e-mail: psy@ft.inc.ru

FT Group © 2000

    Как вы заметили, дизайн этой страницы сервера коренным образом изменен. Теперь он совпадает с дизайном пректа BodyAndSoul.h1.ru.

Обратная связь
Вы можете послать письмо вебмастеру прямо отсюда. Для этого надо нажать на кнопку
Послать сообщение внизу формы.
О вас:
Имя:
EMail:
Я очень рекомендую заполнить поле EMail, для того чтобы я смог ответить вам по почте.

Ваше сообщение:
Тема:
Сообщение:
Замечание: будет послано только 450 символов из сообщения!

  
Реклама на Moulder's World

List Banner Exchange
TopList Яндекс цитирования

© Y2K Moulder
Hosted by: Chat

Содержимое сайта адекватно отображается только в IE 4.хх-5.хх! В других браузерах корректное отображение не гарантируется!
Используются технологии uCoz