Главная

Поиск

А.Л. Сыркин

Медлайн

Сокращения

МКБ-10

Ссылки

Визуализация

Депрессия

Сам себе психолог

Психологические тесты

Психиатрия и наркология для всех

Рождение без насилия

Психосоматика

Для студентов

Наркотическое опьянение

Гостевая книга

Health Banner Network
Health Banner Network
Беспланый хостинг Agava Software
Computerra Club
UP.RU - Internet catalog
SoftBest.ru - только лучший софт!
КостоПравда TOP 100
FileArea Links
RC-5 HackZone Team

Сам себе психолог N27 (10 августа 2000г.)
Internet  > > >  psy.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Подписка
E-mail  > > >  psy@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка
Количество подписчиков рассылки перевалило за 10 тысяч, с чем я нас всех и поздравляю!

Новости последней недели:
Фото ВВС Интернет стал прибежищем для симулянтов
Люди с психическими отклонениями активно используют Интернет для привлечения... >>>
Головной мозг человека Потенциальных преступников будут выявлять заранее
Американским исследователям из штата Висконсин удалось установить, какие участки мозга отвечают за агрессивность человека... >>>
Работа в офисе Неприятности на работе подрывают здоровье
Финские ученые установили, что изменение атмосферы на рабочем месте, взаимоотношений с коллегами и... >>>
Дольше оставайтесь девственником у позже сойдете с ума
Исследователи из Новой Зеландии установили прямую связь между ранним сексом и психиатрическими заболеваниями... >>>
Фото Reuters Доктор прописал... поцелуй
Специалисты в области самой традиционной медицины утверждают, что поцелуй - это не только "райское наслаждение"... >>>
  Оптимисты живут на 19% дольше, чем пессимисты
Как показывают результаты исследований, проведенных ... >>>

Тема: Психологические типы. Часть 2

В прошлом выпуске мы завершили рассказ о соматотипах Шелдона, а теперь перейдем к характерологии, которая наиболее применима в повседневной жизни. Ее автором является Хейманс, а развили и завершили эту характерологию Ле Сенн и психологи французской школы.

Характер рассматривается как совокупность (в различной дозировке) трех основных составных частей - эмоциональности, активности и первичности или вторичности. Рассмотрим их более подробно.

Эмоциональность (обозначаемая как "Э+" или "Э-")

Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство). У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют менее быстро, бесстрастно. О таких говорят: "Их ничем не проймешь". Не следует смешивать людей бесстрастных с теми, чья эмоциональность носит внутренний характер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Внимательный человек, однако, может часто судить о ней по некоторым признакам (краска на лице, бледность, молчание, дрожь и т.д.).

Активность (обозначаемая как "А+" или "А-")

Активность - это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть чем-то занятыми, и они всегда находят себе занятие. Они быстро принимают решение. Их не пугают трудности, и их нелегко привести в уныние. О таких говорят: "Выгонят в дверь, лезут в окно". Но есть и другие, которым нужно долго думать, прежде чем начать действовать, и даже такие, кого действие парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако такие люди не обязательно ленивы.

Первичность и вторичность (обозначаемые как "П" и "В")

Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем, могут оказывать на нас более или менее длительное влияние. Некоторые люди долго остаются под впечатлением пережитого. Они похожи на аккумуляторы, которые сильно "заряжаются", но мало "разряжаются". Они надолго остаются под впечатлением, например, приведшей их в ярость ситуации. Они не скоро забывают нанесенную им обиду, долго переживают утрату дорогого существа или испытывают волнение при воспоминании об удаче или счастливом случае. Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, не часто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но когда чаша терпения переполняется, гнев их бывает страшен. Они верны своим привязанностям, принципам и привычкам. Они мало меняются, и им трудно навязать новую точку зрения. Они могут работать ради достижения отдаленных целей: они упорны и терпеливы. Это так называемые "вторичные".

Другие люди, напротив, недолго остаются под впечатлением пережитого или под влиянием своих чувств. Они непрестанно "разряжают" свои эмоции. Они живут настоящим и в отличие от "вторичных" не погружены в прошлое или будущее. Поэтому они без труда приспосабливаются к обстановке. Таких людей называют "первичными". Если они не могут быстро достичь желаемого, отказываются от своей цели или идеи. Они способны на большое усилие, но не на длительное. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения и ненавидят рутину.

Составляя различные комбинации из Эмоциональности (+ или -), Активности (+ или -), Первичности и Вторичности, мы получим восемь основных свойств:

Э+, А-, П: НЕРВНЫЙ,
Э+, А-, В: СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ,
Э+, А+, П: ОЧЕНЬ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, БУРНЫЙ,
Э+, А+, В: СТРАСТНЫЙ,
Э-, А+, П: САНГВИНИК,
Э-, А+, В: ФЛЕГМАТИК,
Э-, А-, П: АМОРФНЫЙ, или БЕСПЕЧНЫЙ,
Э-, А-, В: АПАТИЧНЫЙ,

Это все, разумеется, "чистые" типы, редко встречающиеся в действительности. Но ориентируясь на них, нам легче будет определить, что представляют собой "смешанные" типы, с которыми мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни.

1) Э+, А-, П: нервный

Сильная и беспорядочная эмоциональность: нервный человек - раб настоящего. Он неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Но он легко примиряется. У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность. Нервный человек чувствителен, но его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, то есть время от времени. Сильный и возбудимый, он постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и потому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Он мало считается с прошлым и говорит и делает то, что ему удобно в данный момент. Поэтому он довольно расположен ко лжи. Он подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям. Недоверчив, ибо легко допускает, что другие поступают так же, как и он. Доволен собой и любит, когда другие подтверждают это его представление. Его влияние на группу весьма слабо. Что касается работы, то его следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

2) Э+, А-, В: сентиментальный

Сентиментальный человек тоже наделен большой чувствительностью, но если нервный быстро отвлекается от своих впечатлений, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их переживает, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Он любит одиночество и довольствуется одним или двумя товарищами. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом. "Вторичность" сентиментального обусловливает то, что он глубоко переживает все, что с ним происходит, как и все, что ему говорят. Перемены в его настроениях медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезво их оценивать. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем. Верен своим привычкам, не любит перемен. Учитывая сказанное, а также сильную эмоциональность сентиментального, следует вести себя с ним с большой осторожностью. Грубое обращение - лучший способ заставить его замкнуться в себе еще больше. Нерешительный и непрактичный, робкий и чувствительный, он требует к себе мягкого и доброжелательного отношения. Но и тактичного также. В разговоре и обращении с ним надо быть справедливым. Необходимо постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ними считаются. Не следует идти наперекор его привычкам и пристрастиям.

3) Э+, А+, П: бурный, активный

Благодаря своей "первичности" этот характер отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью и полной свободой. Его аффективность приобретает иногда неистовый характер. Это импульсивный, увлекающийся человек, смешивающий часто независимость с анархией. Он услужлив, с сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и всегда пребывает в хорошем настроении. Натура яркая, душа общества и фантазер. Но может быть и грубым. Его не пугают препятствия, он умеет их обходить благодаря своей изобретательности. Хвастун, он любит все приукрасить. Доверчив, некапризен и незлопамятен. Он охотно участвует в общем деле и выполняет все, что требуется. Ему необходимо чувствовать симпатию даже в упреках. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение. Он способен взяться за работу "засучив рукава", но надо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно этому характеру следует поручать такую, хотя и непоказную, работу, которая, однако, должна быть выполнена без промедления. Надо пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о его легкой отвлекаемости.

4) Э+, А+, В: страстный

Это люди одной идеи, которые отдаются своей работе со всей своей неизменной страстью. Любят порядок. Их реакции решительны, но не взрывные, разве только в том случае, когда их порывы слишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Поэтому при назначении на руководящую должность человека, имеющего такой характер, следует предварительно - во избежание конфликта - удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум таким людям, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

5) Э-, А+, П: сангвиник

Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это - делец. Он мало возбудим и "первичен", а потому спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.

6) Э-, А+, В: флегматик

Наиболее заметной чертой этого характера является скорее всего его холодность и, как следствие, исключительное спокойствие. Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда, когда бывает "в ударе", позволяет себе бесстрастно пошутить. Он верен себе и своему кругу. Солгать может лишь в исключительных случаях. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Любит чистоту, любовь к ней может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Ум его работает довольно медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами. Надо помогать ему избавляться от одиночества. Его лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность.

7 и 8) Э-, А-, П: аморфный и Э-, А-, В: апатичный

Аморфный очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности. Апатичный тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном расположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но его одиночество бедно. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

Само собой разумеется, что описанные выше характеры встречаются довольно редко. Это все "чистые" типы. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных. Кроме того, на эти черты характера оказывают влияние культурные, религиозные, моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств и их требований.


Личность - это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различие между врожденными и приобретенными свойствами можно понимать как различие между темпераментом, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами, с одной стороны, и характером - с другой. Различия в темпераменте не имеют этического значения, тогда как различия в характере свидетельствуют об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Чтобы избежать путаницы, распространенной при употреблении терминов "темперамент" и "характер", мы начнем с краткого рассмотрения темперамента.

А. ТЕМПЕРАМЕНТ

Гиппократ выделил четыре темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Сангвинический и холерический темпераменты - это виды реакций, характеризующихся легкой возбудимостью и быстрой сменой интереса; интересы слабы у первого и сильны у второго. Флегматический и меланхолический темпераменты, напротив, характеризуются стойкой, но низкой возбудимостью интереса; у флегматиков интересы слабы, а у меланхоликов сильны.

Эти четыре темперамента символизировались четырьмя элементами: холерический=огонь=теплый и сухой, быстрый и сильный;
сангвинический=воздух=теплый и влажный, быстрый и слабый;
флегматический=вода=холодный и влажный, медленный и слабый;
меланхолический=земля=холодный и сухой, медленный и сильный.

По мнению Гиппократа, эти различные виды реакций были связаны с различными соматическими источниками. (Интересно отметить, что в обычном употреблении упоминаются только негативные стороны этих темпераментов. Холерический ныне означает легко гневающийся; меланхолический - подавленный; сангвинический - сверхоптимистичный; флегматический - слишком медлительный.)

Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом. Темперамент относится к способу реакции, он конституционален и неизменяем. Характер формируется личными переживаниями, особенно переживаниями раннего периода жизни, и изменяем посредством новых видов переживаний. Если человек, например, обладает холерическим темпераментом, его способ реакции - "быстрый и сильный". Но в чем он быстр и силен, это зависит от вида его отношений с миром, от его характера. Если человек плодотворная, справедливая, любящая личность, он будет реагировать быстро и сильно, когда любит, когда разгневан несправедливостью и когда увлечен новой идеей. Если это деструктивный или садистский характер, он будет быстр и силен в своей деструктивности или в своей жестокости.

Предпочтения того или иного темперамента - это дело вкуса. Но различия в области характера - это с этической точки зрения вопрос огромной важности. Рассмотрим пример. Геринг и Гиммлер были людьми различного темперамента - первый был циклотимиком, второй - шизотимиком. Таким образом, с точки зрения субъективного предпочтения, индивиду, которого привлекает циклотимичный темперамент, Геринг "понравился" бы больше, чем Гиммлер, и наоборот. Однако с точки зрения характера, оба этих человека имеют одно общее свойство: они честолюбивые садисты. И поэтому с этической точки зрения оба равно злы.

Среди плодотворных характеров можно субъективно предпочитать холерический темперамент сангвиническому, но такая оценка не заключает в себе оценки соответственной ценности двух людей.

При использовании введенных К.-Г. Юнгом определений темперамента - "интроверт" и "экстраверт" - часто обнаруживается та же путаница. Те, кто предпочитает экстравертов, стремятся изображать интровертов как замкнутых и невротиков; те, кто предпочитает интровертов, изображают экстравертов поверхностными и лишенными серьезности и глубины. Нельзя сравнивать "хорошего" человека одного темперамента с "плохим" человеком другого темперамента и приписывать различие в ценности различию в темпераменте.

Теперь рассмотрим понятие характера, который является и предметом этической оценки, и целью этического развития человека.

Б. ХАРАКТЕР

1. Динамическая концепция характера

Черты характера, по мнению бихевиористски ориентированных психологов, являются синонимами свойств поведения. С этой точки зрения характер - "модель поведения, характерная для данного индивида". Другие авторы (например, Кречмер) придают особое значение волевому и динамическому элементам черт характера.

Фрейд развил теорию характера, как системы влечений, обуславливающих поведение, но не тождественных ему. Чтобы понять ценность фрейдовской динамической концепции характера, будет полезно сравнить поведенческие свойства с чертами характера. Поведенческие свойства описываются в поступках, что доступно наблюдению третьего лица. Так, например, поведенческое свойство "смелость" определялось бы как поведение, направленное на достижение определенной цели, когда человек не считается с риском утраты собственного комфорта, свободы или жизни. Или бережливость, как поведенческое свойство, определялась бы как поведение, нацеленное на сбережение денег или других материальных вещей.

Однако, если мы исследуем мотивацию, и особенно бессознательную мотивацию, таких поведенческих свойств, мы обнаружим, что за поведенческим свойством кроются многочисленные и совершенно различные черты характера. Смелое поведение может быть мотивировано честолюбием, и тогда человек будет рисковать своей жизнью в определенных ситуациях ради того, чтобы удовлетворить свою страстную жажду быть предметом восхищения; оно может быть мотивировано влечением к самоубийству, которое побуждает человека искать опасности, ибо сознательно или бессознательно он не ценит свою жизнь или желает самоуничтожения; оно может быть мотивировано полнейшим отсутствием воображения, и тогда человек действует смело, потому что не осознает подстерегающей его опасности; наконец, оно может быть обусловлено искренней преданностью идее или цели, ради которых человек действует, и эта мотивация общепризнанна в качестве источника смелости.

Внешне поведение во всех этих примерах одно и то же, хотя мотивации различны. Но если бы можно было пронаблюдать такое поведение в деталях, обнаружилось бы, что различия в мотивации приводят к трудно уловимым различиям в поведении. Например, офицер в сражении будет вести себя совершенно иначе в ситуации, где его отвага мотивирована преданностью идее, чем в ситуации, где она мотивирована честолюбием. В первом случае он не пойдет в атаку, когда риск не пропорционален достижению тактических целей. Если же, наоборот, им движет тщеславие, эта страсть может сделать его слепым по отношению к опасностям, угрожающим ему и его солдатам. В последнем случае его поведенческое свойство "смелость" - это, очевидно, именно честолюбие.

Другой пример - бережливость. Человек может быть экономным, потому что этого требует его материальное положение; или он может быть бережливым потому, что обладает скупым характером, который побуждает к экономии ради самой экономии безотносительно к реальной необходимости. Здесь также мотивация несколько отлична от самого поведения. В первом случае человек способен очень хорошо отличить ситуацию, где разумно - экономить, от ситуации, в которой разумнее - тратить деньги. Во втором случае он будет экономить, не считаясь с объективной необходимостью.

Другой фактор, обусловленный различием мотивации, касается предсказуемости поведения. В случае со "смелым" солдатом, мотивом которого является честолюбие, мы можем предсказать, что он будет вести себя смело, только если смелость может быть вознаграждена. В случае с солдатом, который смел из-за преданности своему делу, мы обнаружим, что одобрение будет иметь мало влияния на его поведение.

Фрейд пытался объяснить эту динамическую природу свойств характера, комбинируя свою характерологию со своей теорией либидо. В согласии с материалистическим мышлением того типа, какой преобладал в естественных науках в конце девятнадцатого века, Фрейд считал сексуальное влечение источником энергии характера. Привлекая множество сложных и блестящих доводов, он объяснял различные черты характера, как "сублимации" или "реактивные образования" в ответ на различные формы сексуального влечения. Он истолковал динамическую природу черт характера как действие их либидинозного источника.

Рассмотрим еще одну теорию, представленную в статье Эриха Фромма "Личность". Она согласуется с фрейдовской характерологией в следующих основных пунктах. Черты характера обуславливают поведение, и о них нужно судить по поведению. Черты характера определяются силами, которые личность может совершенно не осознавать. Сущность характера является целостной структурой, из которой вытекает некое множество отдельных свойств. Черты характера являются следствием этой структуры, которую Фромм называет "ориентацией характера".

Главное отличие этой теории от теории Фрейда - в том, что Фромм считает основой характера не либидинозную организацию определенного типа, а специфические отношения личности с миром. В процессе жизни человек вступает в отношения с миром двумя способами - посредством овладения вещами (Фромм называет это "процессом ассимиляции") и посредством отношений с людьми и с самим собой ("процесс социализации").

Человек может овладевать вещами, получая их из внешних источников или производя их. Но он должен овладевать ими, чтобы удовлетворить свои потребности. Человек не может жить один, без связи с другими людьми. Он должен объединяться с другими - для защиты, труда, сексуального удовлетворения, игры, воспитания потомства, передачи знаний и материальной собственности. Но он может вступать в отношения с другими людьми по-разному: он может любить или ненавидеть, он может соперничать или сотрудничать; он может построить социальную систему, основанную на равенстве или авторитете, на свободе или насилии, но он должен так или иначе вступать в отношения, и форма этих отношений зависит он его характера.

Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Человек может устроить свою жизнь сообразно своему характеру и таким образом достичь определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями. Более того, характер выполняет функцию отбора идей и ценностей. Большинству людей кажется, что идеи независимы от их эмоций и желаний и являются результатом логической дедукции, и поэтому им представляется, что их жизненную позицию подтверждают их идеи и оценки, в то время как на самом деле последние являются таким же результатом их характера, как и их поступки. Такое подтверждение в свою очередь способствует закреплению сложившегося склада характера, так как позволяет ему казаться правильным и благоразумным.

Это не единственная функция характера - позволять индивиду действовать последовательно и "разумно"; характер также дает основу для приспособления индивида к обществу. Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер. Родители и их методы воспитания ребенка в свою очередь зависят от социальной структуры их культуры. Обычная семья - это "психический посредник" общества, и, приспосабливаясь к своей семье, ребенок обретает характер, позднее делающий его приспособленным к задачам, предстоящим ему в социальной жизни. Он обретает такой характер, какой заставляет его хотеть делать то, что он должен делать, и суть этого характера та же, что и у большинства членов данного социального класса или культуры.

Большинство членов социального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера, поэтому можно говорить о "социальном характере", отражающем общую суть склада характера для большинства членов данной культуры. Это - свидетельство того, что социальные и культурные модели участвуют в формировании характера. Но от социального характера мы должны отличить индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия отчасти обусловлены особенностями личностей родителей, а также психическими и материальными особенностями, свойственными социальной среде, в которой растет ребенок.

Но они также обусловлены особенностями конституции каждого индивида, в частности, особенностями темперамента. Формирование индивидуального характера определяется сочетанием индивидуальных переживаний и тех, что обусловлены культурой, с темпераментом и физической конституцией индивида. Для двух людей среда никогда не бывает одной и той же, ибо особенности конституции заставляют их более или менее различно воспринимать одну и тут же среду. Только те навыки действия и мышления, которые появились в результате приспособления индивида к культурным моделям, легко изменяются под воздействием новых социальных моделей. Если же поведение человека коренится в его характере, оно заряжено устойчивой энергией и изменяется только в том случае, если в характере происходят функциональные изменения.

В предлагаемом анализе неплодотворные ориентации и плодотворная ориентация разграничены. Следует отметить, что данные понятия являются "идеальными типами", а не описаниями характера некоего данного индивида. Кроме того, характер каждой личности обычно представляет собой сочетание всех или некоторых из этих ориентаций, однако одна из них доминирует. И еще одно важное замечание: при описании неплодотворных ориентации представлены лишь их отрицательные стороны, а положительные стороны будут кратко перечислены далее.

2. Типы характера. Неплодотворные ориентации

а) Рецептивная ориентация

При рецептивной ориентации человеку представляется, что "источник всех благ" лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие - это получить его из этого внешнего источника.

При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтобы "быть любимым", а не в том, чтобы любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета любви, потому что быть любимыми кем-то - это для них такое захватывающее переживание, что они "бросаются" за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека.

Такова же их ориентация и в сфере мышления: если это интеллигенты, то они становятся самыми лучшими слушателями, поскольку ориентированы на восприятие идей, а не на их создание; предоставленные самим себе, они чувствуют себя парализованными. Для этих людей характерно, что их первая мысль - найти кого-то другого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут всего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными, они относятся к людям и институтам совершенно так же: всегда ищут "магического помощника". Они демонстрируют своеобразный вид верности, в основе которой благодарность к тому, кто питает их, и страх потерять его. Поскольку они нуждаются в множестве тех, кто обеспечивает их безопасность, они вынуждены быть верными многим людям.

Им трудно сказать "нет", и они легко попадают в конфликт между верностью и обещанием. Раз они не могут сказать "нет", они любят говорить "да" всему и всем, и в результате паралич их критических способностей делает их слишком зависимыми от других.

Они зависят не только от авторитетов, дающих им знания, помощь, но вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Они чувствуют себя потерянными, будучи предоставленными самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Эта беспомощность имеет решающее значение в тех действиях, которые по самой своей природе могут совершаться только самостоятельно - принятие решения или принятие ответственности. В личных отношениях, например, они спрашивают совета у того самого человека, относительно которого они должны принять решение.

Люди рецептивного типа очень любят поесть и выпить. Они стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем поедания пищи и выпивкой. Рот у них очень характерен, зачастую он очень выразителен; губы приоткрыты, как будто постоянно ждут кормежки. В их снах поедание пищи - это частый символ любви, а чувство голода - выражение фрустрации и разочарования.

Вообще, мироощущение у людей рецептивной ориентации оптимистичное и дружелюбное; у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата "источника питания". У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других также ради того, чтоб добиться их расположения.

б) Эксплуататорская ориентация

Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, имеет в качестве основной предпосылки ощущение, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Отличие между двумя этими ориентациями, однако, в том, что эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от других в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такая ориентация распространяется на все сферы действий.

В области любви и чувств такие люди склонны присваивать и красть. Они испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у кого-то другого. Условием привлекательности для них служит привязанность человека к кому-то другому; они не склонны влюбляться в не привязанного ни к кому человека.

Мы обнаруживаем ту же установку и в области мышления и интеллектуальной деятельности. Такие люди будут склонны не создавать идеи, а красть их. Это может проявляться прямо в форме плагиата, или более скрыто, в форме парафраза идей, высказанных другими людьми, и настаивании, что эти идеи новы и являются их собственными.

Поразительно, что зачастую люди больших умственных способностей следуют этим путем, при том, что если бы они положились на собственные таланты, они вполне могли бы сами создавать свои идеи. Отсутствие оригинальных идей или независимого творчества у иных одаренных людей часто объясняется ориентацией их характера, а не каким-то врожденным отсутствием оригинальности. Это положение сохраняется и в ориентации в сфере материальных вещей.

Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого они могут что-то выжать. Их девиз: "Краденый плод - самый сладкий".

Поскольку они хотят использовать и эксплуатировать людей, они "любят" тех, кто прямо или косвенно может стать объектом эксплуатации, и им "наскучивают" те, из кого они уже выжали все. Крайний пример - клептоман, который наслаждается только теми вещами, какие можно украсть, хотя у него достаточно денег, чтобы купить их. Символом этой ориентации, кажется, может служить язвительная гримаса, которая часто бывает отличительной чертой таких людей.

Они часто делают "язвительные" замечания в адрес других людей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу, здесь мы обнаруживаем подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное.

в) Стяжательская ориентация

Стяжательская ориентация совершенно отлична от рецептивного и эксплуататорского типов, сходных в том, что оба надеются получить вещи из внешнего мира. Данная же ориентация дает людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Они окружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель - как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше их него отдавать.

Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли. Любовь для них - это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая "любимым". Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; он держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах и переживаниях. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны к плодотворному мышлению.

Их также можно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотно сжаты губы; у них характерные жесты погруженных в себя людей. Если у рецептивного типа жесты как бы манящие и плавные, у эксплуататорского - агрессивные и резкие, то у стяжательского - жесты чопорные, как будто эти люди хотят обозначить границы между собой и внешним миром. Другой характерный элемент их установки - педантичная аккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли и чувства, но опять же, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок.

Внешний мир для него - это угроза вторжения в его оборонную позицию; аккуратность означает подчинение себе внешнего мира путем водворения его и удержания на надлежащем месте, чтобы избежать опасности вторжения. Его маниакальная чистоплотность - это еще одно выражение потребности устраниться от контакта с внешним миром. Вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как опасные и "нечистые", он аннулирует угрожающий контакт путем маниакального омовения, похожего на религиозный ритуал омовения, предписанный после контакта с нечистыми вещами и людьми.

Вещи нужно класть не только на надлежащее место, но и в надлежащее время: навязчивая пунктуальность - это характерная черта стяжательского типа; это еще одна форма подчинения себе внешнего мира. Раз внешний мир воспринимается как угроза оборонной позиции, логической реакцией будет упрямство. Постоянное "нет" - это почти автоматическая защита от вторжения; упрямо стоять на своем - вот ответ на угрозу атаки извне.

Такие люди склонны считать, что обладают только неким ограниченным запасом силы, энергии и ментальных способностей, и этот запас тает, исчерпывается и никогда не пополнится. Они не могут понять, что все жизненные субстанции обладают функцией самовосполнения, а активность и трата сил увеличивают энергию, в то время как инертность ее парализует; для них смерть и разрушение обладают большей реальностью, чем жизнь и развитие.

Акт творчества - это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их высшие ценности - порядок и безопасность; их девиз: "Нет ничего нового под солнцем". В отношениях с другими людьми близость для них - угроза: или отстраненность, или обладание людьми - вот в чем безопасность. Стяжатель склонен к подозрительности и имеет особое чувство справедливости, выражаемое так: "Мое - это мое, а твое - это твое".

г) Рыночная ориентация

Рыночная ориентация - порождение современной эпохи. Рынок в современном обществе не только задает модель этой ориентации характера, но и является главным условием ее развития у современного человека.

Регулирующая функция рынка влияет на формирование характера городского среднего класса, а благодаря социальному и культурному влиянию последнего - на все население. Рыночное понятие ценности (превосходство меновой ценности над полезной) привело к сходному понятию ценности в отношении людей и, в частности, в отношении человека к самому себе. Ориентацию характера, при которой человек воспринимает себя как товар, а собственную ценность - как меновую, Фромм называет рыночной ориентацией.

В последние десятилетия рыночная ориентация получила ускоренное развитие с развитием нового - "личностного рынка". Программисты и продавцы, администраторы и врачи, переводчики и художники - все представлены на этом рынке. Одни - независимы и сами продают свои услуги; другие - работают по найму и получают жалование. Материальный успех зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование.

Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором - товары. Ценностью в обоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточное условие. Правда, наша экономическая система не могла бы функционировать, если бы люди не были искусны в том деле, какое им надлежит исполнять, и обладали лишь приятной личностью.

Успех врача должен определяться не его приятными манерами и красивым офисом в центре города, а знаниями и опытом. Секретарша, если от нее действительно требуется умение быстро печатать, потеряет место, печатая двумя пальцами, даже если она очень привлекательно выглядит.

Однако в действительности успех далеко не всегда оказывается результатом мастерства и каких-то других человеческих качеств. "Личностный фактор" всегда играет решающую роль. Успех зависит от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его "упаковка"; насколько он "бодр", "крепок", "энергичен", "надежен", "честолюбив"; каково его семейное положение, где он учился, знается ли он с нужными людьми.

Поскольку для достижения успеха недостаточно обладать умением и знаниями, но нужно еще быть способным вступить в состязание со многими другими, у человека формируется определенная установка по отношению к самому себе. Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т.е. собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно.

Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара - например, с чувством сумок на прилавке, если б они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтоб получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок, а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды.

Подобно сумке, человек должен быть в моде - на личностном рынке, а чтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знание сообщается в общем виде на протяжении всего процесса воспитания, от детского сада до университета, и восполняется в семье. Однако знания, полученного на этой ранней стадии, недостаточно; оно подчеркивает только некоторые общие качества, такие, как приспособляемость, честолюбие и чуткость к меняющимся ожиданиям других людей. Более точную картину моделей успеха дают другие источники - журналы, газеты, кино демонстрируют портреты и жизненные истории преуспевающих людей.

Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке, его самооценка зависит от условий, ему неподвластных. Если он "преуспевает" - он ценен; если нет - он лишен ценности. В результате возникает чувство неуверенности. Самооценка становится шаткой и постоянно нуждается в подтверждении со стороны других людей. Любая неудача представляет угрозу самооценке, и результатом является чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.

При рыночной ориентации, поскольку невозможно жить, сомневаясь в своей идентичности, человек должен черпать чувство идентичности не в самом себе и в своих силах, а в мнении других о себе. Его престиж, положение, успех, известность другим как некоего определенного лица становятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей ему успех.

Способ, каким человек воспринимает других, не отличается от способа самовосприятия. Других, как и самого себя, воспринимаешь как товар; они тоже представляют не себя, а ту свою часть, которая идет на продажу. Произведение живописи и пара ботинок могут быть выражены в их меновой стоимости и сведены к их цене; множество пар ботинок будет "равно" одному произведению живописи. Так же и различие между людьми подводится под один общий знаменатель - их цену на рынке. Индивидуальность человека лишается ценности, это - балласт. Слово "своеобразие" становится синонимом слова "странность".

Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения - это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре. И потому иллюзия - ожидать, что одиночество человека с рыночной ориентацией можно излечить индивидуальной любовью.

Мышление так же, как чувствование, определяется рыночной ориентацией. Мышление берет на себя функцию быстро схватывать ситуацию, чтобы иметь возможность успешно ею манипулировать. Большинство тестов на сообразительность ориентированы на этот вид мышления; они проверяют не столько способности разума и понимания, сколько способность быстрой ментальной адаптации к поставленной задаче; "тесты ментального приспособления" - вот самое подходящее для них название.

Такой тип мышления имеет глубокое влияние на нашу систему образования. От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтоб накопить как можно больше информации, главным образом полезной для целей рынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость - вот побудительный мотив получения более широкого образования.

Хотя рыночная ориентация здесь представлена как одна из неплодотворных, она настолько отличается от других, что ее следует выделить в особую категорию. Рецептивная, эксплуататорская и стяжательская ориентация имеют одно общее свойство: каждая из них представляет одну из форм человеческих установок, которая, доминируя в человеке, является специфичной для него и его характеризует. (Важно помнить, что четыре эти ориентации не обязательно обладают уже описанными отрицательными качествами.)

Рыночная ориентация не развивает что-то, что уже есть в человеке. Ее природа - в том, что единственным перманентным свойством такой ориентации является сама изменчивость установок. При этой ориентации развиваются те свойства, которые можно пустить на продажу. Доминирует не какая-то одна частная установка, а пустота, которую можно скорейшим образом наполнить желательным свойством. Но такое свойство перестает быть свойством в истинном значении этого слова; оно только роль, претензия на свойство, готовое тут же замениться другим, более желательным.

Так, например, иногда желательна респектабельность. Служащий должен впечатлять публику надежностью, степенностью и респектабельностью. Подыскивается человек, который выглядит так, как если бы и в самом деле обладал указанными свойствами. Он продает на личностном рынке свою способность выглядеть желательным образом. Что он представляет собой вне этой роли - не имеет значения и никого не касается.

В одном человеке могут сочетаться все эти ориентации, а доминирующее положение одной из них зависит от особенностей культуры, в которой он живет. Взаимоотношение между обществом и индивидом состоит не в том, что культурные модели и социальные институты просто "воздействуют" на индивида. Взаимодействие идет глубже - вся личность обычного индивида штампуется по образцу отношений, принятых меж людьми. Решающая роль социально-экономической и политической структуры общества так велика, что из анализа одного индивида можно вывести представление о всей социальной структуре, в которой он живет.


На сегодня - все; в следующем выпуске мы закончим разговор о психологических типах.


Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Психологические тесты
  Последние:
Умеете ли вы постоять за правду?
Терпимый ли вы человек?
Сам себе психолог
Рождение без насилия
  Последний выпуск:
Мнение читателей

Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/
Автор: Витольд Барский
psy@ft.inc.ru
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 10033

FT Group © 2000

    Как вы заметили, дизайн этой страницы сервера коренным образом изменен. Теперь он совпадает с дизайном пректа BodyAndSoul.h1.ru.

Обратная связь
Вы можете послать письмо вебмастеру прямо отсюда. Для этого надо нажать на кнопку
Послать сообщение внизу формы.
О вас:
Имя:
EMail:
Я очень рекомендую заполнить поле EMail, для того чтобы я смог ответить вам по почте.

Ваше сообщение:
Тема:
Сообщение:
Замечание: будет послано только 450 символов из сообщения!

  
Реклама на Moulder's World

List Banner Exchange
TopList Яндекс цитирования

© Y2K Moulder
Hosted by: Chat

Содержимое сайта адекватно отображается только в IE 4.хх-5.хх! В других браузерах корректное отображение не гарантируется!
Используются технологии uCoz